Функциональная
грамотность – это умение эффективно
действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Её можно определить как
«повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно
строить свою жизнь и не теряться в ней. В отличие от элементарной
грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые
короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия,
функциональная грамотность - уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий
нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который
считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в
конкретной культурной среде. Индикатором качества
образования в части формирования функциональной грамотности является международное
исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких
умений, которые должны помочь молодёжи в их «взрослой» жизни». PISA – Международная программа по оценке
образовательных достижений учащихся Результаты
исследования PISA позволяют определить: - изменилось ли состояние
российского образования с позиций международных стандартов, основанных на
компетентностном подходе; - в каком направлении следует
совершенствовать российское образование для повышения конкурентоспособности
выпускников российских школ; - насколько равные возможности
предоставляет школа своим учащимся в получении образования; - качество образования и
эффективность образовательных систем стран-участниц. Особенности
заданий исследования PISA - Задача, поставленная вне
предметной области и решаемая с помощью предметных знаний, например, по
математике. - Контекст заданий близок к
проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни. Вопросы изложены
простым, ясным языком и, как правило, немногословны. - Требуют перевода с обыденного
языка на язык предметной области (математики, физики и др.). - Формат заданий постоянно
меняется, что исключает стратегию «натаскивания» на тест. Основные
направления формирования функциональной грамотности: ·
Математическая
грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять и
интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает
математические рассуждения, использование математических понятий, процедур,
фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она
помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные
суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные
и размышляющие граждане ·
Читательская
грамотность – это способность человека
понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением
для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни ·
Естественнонаучная
грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию
по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться
естественнонаучными идеями. ·
Финансовая
грамотность – знание и понимание
финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых
ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и
общества, а также возможности участия в экономической жизни. ·
Глобальные
компетенции. Под глобальными
компетенциями в исследовании понимаются способности: - критически рассматривать с различных точек
зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; - осознавать, как культурные, религиозные,
политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и
взгляды людей; - вступать в взаимодействие с другими людьми
на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству. Глобальные компетенции включают способность
эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях.
Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных
тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому,
эмоциональное восприятие нового. ·
Креативное
мышление. Под креативным мышлением понимают способность к продуктивному
творческому подходу. ДОКУМЕНТЫ
·
Государственная программа РФ от 26.12.2017 №
1642 «Развитие образования» (2018-2025
г.г.) Цель программы: сохранение лидирующих позиций РФ в
международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS), а также
в международном исследовании качества математического и естественно-научного
образования (TIMSS); повышение позиций РФ в международной программе по оценке
образовательных достижений учащихся (PISA). ·
Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» ·
Приказ
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства
просвещения РФ от 06.05.2019 № 590/ 219 «Об утверждении методологии и критериев
оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе
практики международных исследований качества подготовки обучающихся»; ·
Письмо Министерства
просвещения РФ от 12.09.2019 № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и
оценки функциональной грамотности обучающихся» ·
Письмо
Минпросвещения России от 14.09.2021 № 03-1510 "Об организации работы по
повышению функциональной грамотности» ·
Результаты
всероссийского исследования программы "Я Учитель" «Компетенции
российских учителей: цифровая грамотность, гибкие навыки и умение развивать
функциональную грамотность» ·
Региональный
план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности
обучающихся общеобразовательных организаций на 2021-2022 учебный год ·
Информационное
письмо ЦОКО. ·
План мероприятий, направленных на
формирование функциональной грамотности обучающихся в МАОУ СОШ №55 на
2021-2022 учебный год ·
Приложение
1 к информационному письму с активными ссылками на ресурсы
|